Орлов Владимир (orlov74) wrote,
Орлов Владимир
orlov74

Константин Коровин в Третьяковке: юбилейная выставка

Оригинал взят у drugoi в Константин Коровин в Третьяковке: юбилейная выставка


У жителей сёл, стоявших вдоль знаменитого Владимирского тракта, было принято при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя первого встречного каторжника, который шел по этапу мимо деревни. Его именем и называли ребенка — считалось, что это принесет счастье. «Когда родился мой прадед... — писал Константин Коровин в своих дневниках, — везли в клетке с большим конвоем Емельку Пугачева. Так мой прадед стал Емельяном.» Дед Коровина, Михаил Емельянович, был богатым московским ямщиком, владельцем большого дома на Рогожской, но потом разорился, начав участвовать в строительстве железной дороги. Отец Коровина Алексей Михайлович, типичный российский либерал-интеллигент середины XIX века, был юристом, дружил, как бы сейчас сказали, с оппозиционной настроенной частью интеллигенции. Обоим сыновьям привил любовь к русской и мировой литературе так, что Константин выучил всего Пушкина наизусть, любил его цитировать и постоянно искал его образы в своем творчестве.

В 1875 Константин и его брат Сергей поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Главными учителями для Коровина стали два великих русских мастера живописи — Алексей Саврасов и Василий Поленов. Позже именно Поленов познакомил Коровина с меценатом Саввой Мамонтовым, который станет для Коровина другом и покровителем на долгие годы. Коровин стал одним из первых русских импрессионистов, написав в 1887 г. «Портрет хористки» — фактически первое в России произведение импрессионизма, наряду с серовской «Девочкой с персиками». Человек поразительного дарования, он был талантлив во всем — в творчестве, в дружбе, в любви. Коровин был настоящим эпикурейцем, любителем общаться с друзьями, быть в центре внимания. Его живопись — это его внутренний мир, такой же яркий, свободный. Коровин писал быстро, не задумываясь, легко и непринужденно. Удивительно наблюдать, как русский художник, очутившись в Париже, пишет его улицы, не подражая французским мастерами импрессионизма, а находит в них своё, смотрит на город собственным взглядом. Его портреты женщин в интерьерах, которые он называл «ноктюрнами», великолепны. Как великолепны и его театральные работы — декорации и костюмы к десяткам оперных, балетных и драматических спектаклей. Одним словом, Константин Коровин — яркий бриллиант в короне русской живописи конца XIX — начала XX вв. Увидеть его работы в таком количестве, в котором они появились сейчас в Москве — большая удача.

К 150-летию художника Константина Коровина Государственная Третьяковская галерея представила его персональную выставку — первую после 1922 г., организованную тогда еще при жизни живописца в России. Собрание работ из 47 частных и государственных музейных собраний — всего около 240 лучших произведений выдающегося мастера. Выставка отражает деятельность Константина Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».


[Spoiler (click to open)]





У портрета знаменитой в те годы оперной певицы Татьяны Любатович. Татьяна Спиридоновна пользовалась большой популярностью в артистических кругах. Её опекал Савва Морозов, а, кроме Коровина, написал портрет в роли Кармен и Врубель.





Сколько лет прошло, а среди нас все еще те же милые русские лица с портретов Коровина. Прямо здесь, в Третьяковке.






Приходите на такие выставки с детьми — своими и чужими. Детские глаза особенно страдают от унылого зрительного ряда в обыденной жизни, от всего этого рекламного мусора, ободранных стен и уродливых зданий. Покажите им чистое, яркое, настоящее искусство. Коровин — прекрасная терапия от мерзостей окружающего нас пейзажа мегаполиса.











Посмотрите, какой фантастический вид на Кремль от Храма Христа Спасителя в лучах заходящего солнца!











Портрет одного из семейства купцов Морозовых — Ивана Абрамовича. Сам живописец, брал уроки у Коровина. Собрал коллекцию работ французских импрессионистов. Награжден орденом Почетного легиона (1906). В собрании произведений — весь цвет русской живописи конца XIX века: Врубель, Коровин, Головин, Серов, Кустодиев, Гончарова. В 1918 году коллекцию забрали большевики, в 1919 г. эмигрировал во Францию.











Знаменитое полотно «Гаммерфест. Северное сияние» — один из результатов поездки художника по северу Норвегии в 1894 г.

«...Все замерло под покровом ночи. Только низвергающиеся с неба голубые столбы северного сияния усиливают неподвижность окружающего. Отсветы теплых городских огней смешиваются и борются с холодным светом сияния в воздухе, на камне домов, особенно ощутимо сплетаясь на поверхности воды. Глубокая жизненная сила наполняет пейзаж с космическим северным сиянием.»






На выставке представлены несколько работ сделанных для оформления павильона «Крайний Север» на Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года. Они были заказаны Саввой Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации русского Севера, способствовал путешествию туда Коровина и Серова в 1894 году. Это совершенно другой Коровин — другая, лаконичная манера письма, приглушенный колорит.





Из той же серии: «Первые шаги изыскателей в тундре»











«Фактория на Мурмане»












Театральные работы Коровина.






«Париж. Бульвар Капуцинок» 1902






«Парижское кафе» (фрагмент), вторая половина 1890-х






Одна из замечательных, на мой взгляд, работ периода эмиграции: «Мост в Сен-Клу» 1936












Женские портреты в творчестве Коровина — отдельная, большая тема. Коровин пишет женские образы часто и прибегает к романтизации образа — женщины у него, например, часто в платьях пушкинской эпохи.

«В комнате» 1911





«Женский портрет» 1922





Портрет певицы Мариинского театра Веры Алексеевны Дорофеевой написан Константином Коровиным в 1920 г.











В эмиграции, куда Коровин отправился вместе с семьей в 1922 г. жизнь художника не была простой. Коровин много работал, чтобы прокормить себя и близких. Однако, в сюжетах работ последнего периода Россия продолжала оставаться главной темой.

«Странно, я видел много стран. И нигде нет такого отрадно-печального чувства, необычайного замана, глубокой красоты, мечты тревожной, как в весеннем вечере России»

С автопортрета 1938 года на нас смотрит суровый старик с пронизительным взглядом. Константин Коровин умер 11 сентября 1939 г. в Париже.



Третьяковка издала к этой выставке прекрасный каталог в виде большого альбома с мультимедийным диском в комплекте.
Сайт выставки: http://korovin.tretyakov.ru/
Есть даже блог Константина Коровина: http://konstantinkorovin.blogspot.com/

Выставка открыта до 12 августа.
Подробности здесь: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3109/
Советую присоединиться к экскурсии — узнаете много интересного.

Репортаж публикуется в рамках сотрудничества с сайтом «ВТБ — России»
Спасибо за помощь в подготовке репортажа пресс-службе банка ВТБ — спонсора юбилейной выставки Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее.


Фотографии: © Рустем Адагамов | drugoi

Tags: Коровин, третьяковка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments