Орлов Владимир (orlov74) wrote,
Орлов Владимир
orlov74

V Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Закрытие. часть IIя

cover

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЫ И АКТРИСЫ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ
V Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
Закрытие фестиваля
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель – Лев Конторович
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
Дирижер –Владимир СПИВАКОВ
Второе отделение
В программе:
Керубини. Реквием №1 для смешанного хора и оркестра до минор  (Памяти Людовика XVI)
Луиджи Керубини (полное имя — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе; итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция, — 15 марта 1842, Париж) — итальянский композитор, педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения
Луиджи родился в семье музыканта — Бартоломео Керубини и под его руководством получил начальное музыкальное образование; продолжил в Болонье у Джузеппе Сарти, под его руководством изучал контрапункт и полифоническое письмо, осваивал жанры духовной музыки — мессы, литании и мотета, и наиболее распространённые в то время светские жанры: оперы-seria и оперы-buffa, из которых первая считалась аристократической, а вторая пользовалась наибольшей популярностью.
Музыку Керубини сочинял с детства; поначалу преимущественно церковную: к 18-ти годам на его счету было уже 38 опусов; к жанру оперы впервые обратился в 15 лет, написав комическое интермеццо «Игрок» (Il giocatore). Его первая полномасштабная опера — «Квинт Фабий», поставленная в 1779 году, сразу же привлекла внимание к молодому композитору: заказы приходили не только из итальянских городов — Рима, Флоренции, Венеции и др., но и из Лондона.
В начале 80-х Керубини покинул Италию и поселился в Лондоне, где в 1784—1786 годах занимал пост придворного композитора Георга III. После недолгого пребывания в Италии, где в туринском театре «Реджо» была поставлена его опера-сериа «Ифигения в Авлиде», Керубини в 1788 году обосновался в Париже, где жил до конца своих дней. Первой поставленной в Париже оперой стал «Демофонт», написанный на либретто Ж.-Ф. Мармонтеля (1788); в 1789 году Керубини сменил Никколо Пиччини на посту руководителя Итальянской оперы.
Увлечённый идеями Великой французской революции, Керубини стал одним из главных её композиторов, создавал гимны, песни, марши, пьесы для торжественных шествий и траурных церемоний Революции, в их числе «Республиканская песнь», «Гимн братства», «Гимн Пантеону», Траурный марш.
В эти же годы операми «Лодоиска» (1791) и «Элиза» (1794) Керубини создал новый оперный жанр — так называемую «оперу спасения», героическую, остросюжетную музыкальную драму, основной темой которой была борьба с тиранией. В этот период Керубини уже становится убеждённым последователем Глюка, не только в его понимании назначении оперы, но и в выборе музыкальных средств, отдавая предпочтение классической простоте, законченности формы, мелодической ясности. Эти принципы Керубини развивал и в следующих своих операх: «Медея» (1797), «Два дня» (или «Водовоз», 1800), «Анакреон» (1803), «Фаниска» (1806)…
В 1795 году Керубини стал одним из основателей Парижской консерватории и много сил отдал её организации и совершенствованию. С первых дней он был преподавателем и инспектором, с 1816 года профессором, а в 1822 году был назначен директором и занимал этот пост до 1841 года. Он воспитал немало учеников, среди которых Даниэль Франсуа Обер, Фроманталь Галеви, оставил несколько научно-методических трудов, в том числе учебник по вокалу, благословил совсем юного Феликса Мендельсона и предрёк ему большое будущее.
Пришедший к власти в 1799 году Наполеон находил музыку Керубини «слишком громкой», однако ценил его как музыкального деятеля и дирижёра, — положение Керубини не ухудшилось. Оно не ухудшилось и в период Реставрации: к 1815 году Керубини был уже настолько признан, как во Франции, так и за её пределами, что именно ему, бывшему композитору Революции, была заказана коронационная месса для Людовика XVIII, а затем и Реквием памяти казнённого в 1793 году Людовика XVI. В 1816 году Керубини был назначен верховным интендантом музыки и возглавил Королевскую капеллу.
После «Абенсераги», поставленной на сцене Королевской академии музыки в 1813 году, Керубини уже крайне редко обращался к жанру оперы, больше внимания уделяя консерватории, а в области композиции отдавая предпочтение духовной музыке, камерной и симфонической.
Если верить М. Морамарко, Керубини был масоном, членом масонской ложи «Сен-Жан де Палестин» Великого востока Франции.

Когда в 1818 году Л. ван Бетховена спросили, кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого, Бетховен ответил: «Керубини». Им восхищались Дж. Верди и Р. Вагнер, Р. Шуман и И. Брамс, его влияние заметно в операх К. М. фон Вебера и Г. Спонтини…
Луиджи Керубини написал свыше 30 опер, из которых наиболее успешными и до сих пор востребованными являются, прежде всего, «Медея» (фр. «Médée», 1797), «Два дня» (фр. «Les deux journées», 1800 г., в России ставилась под названием «Водовоз»), «Анакреон, или Мимолётная любовь» (фр. «Anacreon, ou L'Amour fugitif», 1803). Зрелые оперы Керубини далеко уходят от традиции лёгкой итальянской оперы в сторону музыкального драматизма Глюка.
Керубини принадлежат также 11 месс, мотеты и антифоны. В этой части его наследия особое место занимают два Реквиема, из которых первый (до минор, 1816, памяти Людовика XVI) Бетховен считал лучшим сочинением этого жанра.

__________________________
Реквием памяти Людовика XVI был заказан бывшему композитору Революции Луиджи Керубини к годовщине казни короля и королевы (21 января 1793 года). Когда композитор приступал к работе, его ближайшим предшественником во французской музыке был Ф. Ж. Госсек, написавший свой Реквием (Messe des morts) ещё в 1760 году.
Реквием был впервые исполнен 21 января 1817 года в Париже, в соборе Сен-Дени, где в 1815 году были перезахоронены останки короля и королевы. Четыре года спустя, 13 февраля 1820 года, он был исполнен в той же церкви в связи с убийством наследника французского престола Карла.
Реквием сразу получил признание у современников; Л. ван Бетховен говорил, что, если ему доведётся когда-нибудь писать Реквием, он возьмёт за образец сочинение Керубини; в соответствии с пожеланием Бетховена именно этот Реквием был исполнен на его похоронах. Сочинением Керубини восхищались и композиторы следующего поколения: Шуман, Брамс, Берлиоз, Верди... В то же время консервативные деятели католической церкви находили Реквием Керубини слишком светским для того, чтобы он мог исполняться в церкви; в частности, архиепископ Парижский Луи де Келан осудил присутствие в хоре женских голосов и запретил исполнять Реквием Керубини в церквах. Свой второй Реквием, ре-минорный (1836), Керубини написал уже для мужского хора.
Луиджи Керубини, в совершенстве владевший полифоническим письмом и контрапунктом, о чём свидетельствуют его ранние, ещё итальянского периода, духовные сочинения, в 1816 году должен был считаться с изменившимися вкусами, воспитанными не в последнюю очередь на его «операх спасения»; Реквием, хотя и был написан исключительно для хора, без солистов, по стилю имел больше общего с его операми, чем с ранними духовными сочинениями. Вместе с тем Керубини стремился оставаться в рамках литургии и создал произведение яркое, но не театральное.
Написанный в то время, когда был уже широко известен Реквием Моцарта и даже перекликающийся с ним в Lacrimosa, Реквием Керубини и от моцартовского, и от многих других, более поздних, отличается компактностью Dies irae, которая у него не распадается на части, но исполняется на одном дыхании.
[Далее 61 фотография...]

1.
Image00001

2.
Image00002

3.
Image00003

4.
Image00004

5.
Image00005

6.
Image00006

7.
Image00007

8.
Image00008

9.
Image00009

10.
Image00010

11.
Image00011

12.
Image00012

13.
Image00013

14.
Image00014

15.
Image00015

16.
Image00016

17.
Image00017

18.
Image00018

19.
Image00047

20.
Image00019

21.
Image00020

22.
Image00021

23.
Image00022

24.
Image00023

25.
Image00024

26.
Image00025

27.
Image00026

28.
Image00027

29.
Image00028

30.
Image00029

31.
Image00030

32.
Image00031

33.
Image00032

34.
Image00033

35.
Image00034

36.
Image00035

37.
Image00036

38.
Image00037

39.
Image00038

40.
Image00039

41.
Image00040

42.
Image00041

43.
Image00042

44.
Image00043

45.
Image00044

46.
Image00045

47.
Image00046

48.
Image00048

49.
Image00049

50.
Image00050

51.
Image00051

52.
Image00052

53.
Image00053

54.
Image00054

55.
Image00055

56.
Image00056

57.
Image00057

58.
Image00058

59.
Image00059

60.
Image00060

61.
Image00061

62.
Image00062


Первая часть....

PS Нашим дорогим, Художественным руководителям - Владимиру Теодоровичу и Владыке Илариону, а так же коллективам, принявшим, участие в фестивале, низкий поклон и благодарности!)


Закрытие:
часть первая:

Открытие:

часть первая.
часть вторая.

Tags: V Московский Рождественский фестиваль, Владимир Спиваков, ММДМ, Митрополит Иларион
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment