Орлов Владимир (orlov74) wrote,
Орлов Владимир
orlov74

Не случайные встречи и памятные даты...

2


  Так получилось, что в прошлый заезд 10 дневной давности чудный Храм в 100 метрах от гостеприимного Ивана Васильевича
так и не был посещен и вряд ли Толга в нашем плане могла служить оправданием.
Честно говоря, плана непременно его посетить не было и в этот раз, тем более, что время было довольно ограничено.
Однако, остатки совести настойчиво стучали "нужно" а грядущий праздник возводил это слово в куб.
Через 30 мин после прихода поезда был уже в храме.
Трудно передать ощущения человека, практически с поезда прибегающего на Всенощную в незнакомый храм, когда его приветливо встречают словами, "как раз к помазанию"
и ненавязчиво приглашают встать в самое начало шеренги прихожан, его ожидающих.
Хочешь или нет, но возникнет ощущение, что, когда то в "прошлой жизни" я здесь уже был...
Это ощущение только усугубилось после исповеди, пролоббированной теми же остатками совести и непоколебимой логикой a-ля Forest Gump...ну раз уж достояли до конца службы то нужно и исповедоваться.
Тем более, что вполне веский повод был.
Исповедь, содержание, которой упоминать не будем, неожиданным образом перешла в небольшую экскурсию по храму с показом исторических и авторских фото настоятеля О. Евгения.
Тогда же выяснилось что батюшка был штатным священником в Толге с 2008 по 2010 год и гипотеза о узости круга или о тесноте этого мира была в очередной раз подтверждена.
Чудны дела твои Господи, не раз подумалось в тот теплый во всех отношениях вечер!
На следующий день Отец Евгений пришел на открытие выставки и сказал немало нужных слов за, что ему особая благодарность и поклон)

[Далее...]


История храма

Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества.

Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.

В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле — умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).

Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.

Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.

Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроен в южном крыле галереи после 1781 года. Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».

В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский церковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».

Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем». Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония. Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.

В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.

В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.

Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись». Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми. В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.

Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста, обитого белым луженым железом на среднюю большую главу. В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту. Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поравнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию». Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.

Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля. После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передан Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая Божественная Литургия.

Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного.


1. Следы от пуль на храмовой фреске и ее нечеткие контуры,как свидетельство лихих революционных событий и восстания 18 года
IMG_5705

2.
IMG_5539

3. Арочки на входных вратах более нет.
IMG_5468

4.
IMG_5473

5. Храмовый образ Архангела Михаила (около 1300г.) Довольно занятно было приехать в Ярославль и узнать о том, что эта икона находится в Третьяковке. Чуть ниже детали.
IMG_5474

6.
IMG_5482

7.
IMG_5475

8.
IMG_5477

9.
IMG_5481

10.
IMG_5485

11.
IMG_5488

12. Под самым верхним окном под куполом храма на фреске Архангела Михаила заделана кирпичная кладка, где он пушечного снаряда было сквозное отверстие...
IMG_5493

13.Длинная вертикальная трещина по своду храма. Хочется верить, что к 800 летию храма, все же, получится найти средства и вернуть былую красоту.
IMG_5495

14.Интересно,какие версии будут о назначении этих конструкций. Версии на тему попадания в оные тех,кто громко говорит во время службы или забывает отключить телефон не принимаются))
IMG_5500

16.
IMG_5503

17. Хочется верить,что новой гранитной плите, быть не дано....
IMG_5700

18.
IMG_5507=

19. Храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная,
      устроена в 1808 году, но венец и цата     старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом.

С. А. Серебренников, историк, 1851

     Несколько строк об иконе. Исходник hires

SF-59-1000


Продолжение из Ярославля последует...

Tags: Храм Михаила Архангела, Ярославль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments