Орлов Владимир (orlov74) wrote,
Орлов Владимир
orlov74

Шива Натараджа - один день, проездом через Москву....


6-8 ноября в Культурном центре ГУ ВШЭ прошли дни Индии при активном участии посольства этой страны.
Какой образ у нас прежде всего возникает, когда нас спрашивают об этой стране- конечно Индийское кино и танцы.
Но мало, кто знает насколько глубоко эта древняя культура священного танца уходит корнями в далекую историю.
Индийские танцы, основывающиеся на «Натья-шастре», являются древнейшими в мире.

[Далее...]

«На́тья-ша́стра» (санскр. नाट्य शास्त्रNātyaśāstra, «Чтение о драме»)— древнеиндийский текст на санскрите, один из крупнейших и древнейших трактатов по театральному искусству и теории драмы и музыки, наряду с «Поэтикой»Аристотеля. Дошедшая до наших дней редакция «Натья-шастры» датируется большинством учёных IIIIV веками, однако составление текста заняло несколько веков и возможно началось уже в IV веке до н. э. Индуистская традиция, в свою очередь, приписывает авторство текста ведийскому мудрецу Бхарате Муни. «Натья-шастра» — это объёмное произведение в 36 главах, которое даёт исчерпывающие сведения о малейших деталях представления, описывает все стороны театрального искусства.

Бхаратанатьям — самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава» — чувства, эмоции; «ра» — «рага» — мелодия, «та» — «талам» — искусство ритма, «натьям» означает «танец».

Первоначально танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии — традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о Божестве, в честь которого построен храм, описывали его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что в танце события снова переживались наяву, и их исход зависел от мастерства танцовщицы — для победы божества она должна была исполнить танец безукоризненно.

Одисси — одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца; прошла почти за два тысячелетия путь непрерывного развития. Содержание танцев определяется богатым мифологическим наследием индусов.

Стиль одисси возник в штате Орисса. Это очень грациозный, нежный, очень каноничный стиль. Его иногда называют индийским балетом. Стиль построен на двух основных позах: трибанги (тройной изгиб тела), символизирующая женское начало, и чоука (четыре угла), символизирующая мужское начало.

Манипу́ри — одна из форм классического индийского танца, изящный жизнерадостный танец, возникший в княжестве Манипур в начале XV века. Танец манипури пользуется в Индии большой любовью. Его изучают как в школах танцевального искусства, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Манипури — танец в честь Кришны и его возлюбленной Радхи. Его основным мотивом является раса-лила — танец Кришны со своими возлюбленными пасту́шками гопи. Традиционно манипури исполняют в полнолуние в марте и декабре. Манипури отличается естественностью и живостью, свойственным народным индийским танцам.

Катха́к — один из стилей классических индийских танцев.

Танцевальная форма катхак зародилась в Северной Индии. Первыми её исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие мифологические эпизоды жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов катхак, став придворным танцем, обогатился новыми элементами, в частности — сложными ритмами. В результате, катхак соединил в себе индуистские храмовые традиции и традиции мусульманского двора.

Мохини-аттам — классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям — изящного женского стиля танца, источником которого является богиня Парвати. Мохини-аттам — это танец чаровницы.

 Но как говорят у нас в Одессе - лучше один раз увидеть чем весь день об этом писать....

1. Задача исполнителя индийского ритуального танца - став сосудом божественной энергии, привести к единению с высшими силами мироздания себя и зрителей...
IMG_8379

2. Наверное так и происходит освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.
IMG_8470-2

3.Немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое чувство умиротворения,[break] но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.
IMG_9635

4.Статуэтку четырехрукого Шивы в этом образе, наверное, видели почти все. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света
IMG_8659

5.
IMG_8711

6. Шива - не только Владыка, он еще и Йогешвара - Божественный йог. Две ипостаси одного  божества отражают фундаментальное единство двух форм медитации – статичной йоговской и динамичной, воплощенной в храмовом танце. Глубочайшая концентрация сознания исполнителя на смысле сменяющих друг друга жестов и поз приводит к полной отрешенности от тела. Оно начинает двигаться как бы само собой, без малейшего напряжения.
IMG_8745

7.Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная черта основных фигур индийского танца называющихся «каранами». Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием – пранаямы, также роднящего танец с йогой.
IMG_8753

8.В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало – пассивное, созерцающее сознание, женское - активная, творящая мир энергия. 
IMG_8788

9.
IMG_8789

10. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти. С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра «матсья», то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться - рыба поплыла.
IMG_8799

11.
IMG_8856-2

12. Хороший исполнитель может извлечь значение из любого жеста. Очень важно не то, как танцоры изображают  тот или иной жест, а то, с какой уверенностью и как чувственно они это делают, как много смысла вкладывают в своё повествование. Когда хаста-мудра становится продолжением мысли, рождаемой в сознании, или чувства, расцветающего в сердце, когда это происходит бессознательно, только тогда это представляет собой по истине восхитительное зрелище. Безмолвное общение посредством жестов и эмоциональной выразительности убедительнее слов.
IMG_9546

13. В древнеиндийских трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга.  Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» - «третий глаз».
IMG_9557

14. одно из основных положений ног - «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. И вновь здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх - мужской. В «ардхамандали» два эти полюсауравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию.
IMG_8862

15. Чтобы выразить себя через язык жестов, танцовщица должна быть осведомлена о значении последних.  Подобно любому другому алфавиту, смысл каждого жеста варьируется в зависимости от плоскости его исполнения относительно центральной оси тела танцовщицы.
IMG_8872

16. Зритель или, наделённый неплохим воображением,  имеет возможность пережить удивительное путешествие, наслаждаясь творчеством танцора,  красотой поэзии и музыкального сопровождения. Удивительно, насколько переплетаются и усиливают друг друга таланты одних людей и  способность других переживать эстетическое наслаждение.  В этом, несомненно, и есть суть искусства – позволить себе парить в потоках “образных странствий” забыв “себя”; восхищаться как ребёнок и ещё раз оценить бесконечную красоту нашей вселенной. 
IMG_8882

17.  В один прекрасный день наступает момент, когда танец сам начинает таинственным образом вести человека, который искренне жаждет ему обучиться. Танец как бы превращается в невидимого гуру-наставника, который подсказывает и помогает телу принимать определенные позы.
IMG_8897

18. Заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа - это «мокша» В индуизме мокша рассматривается, как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию. Наивно думать, что это возможно изобразить, но как бы там не было,  что то в тот день случилось и на кадрах появилось нечто незнакомое и местами мистическое....
IMG_8899

19. Конечно когда на сцену выходит Господин Посол весь мистицизм мигом улетучивается и остается сплошной официоз хоть и весьма душевный.


20.
IMG_9699_tn

21. Всем спасибо- окончательной и бесповоротной всем  मोक्ष
IMG_9707_tn






Tags: Индия# танцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments