Орлов Владимир (orlov74) wrote,
Орлов Владимир
orlov74

Геометрический МАММ и фантастический Бальтерманц...

Без-имени-1
Экспромт это всегда хорошо. За заманчивым приглашением Марии Новоселовой на стенах FB покататься на лифтах в МАММ скрывалось ...впрочем никто ничего не скрывал, конечно -все говорили прямым текстом пошли фотки фотографии смотреть. 
Смотрели Роберта Франка Уинджи и Дмитрия Бальтерманца -авторы несомненно выдающиеся и достойные отдельного упоминания не между прочим и вскользь. Бальтерманц по единодушному мнению коллег произвел на всех пожалуй наибольшее впечатление. Сложно сказать, чем именно завораживают его фотографии - математической точностью композиции, бОльшей доступностью для зрителя, близостью материала по времени и месту или чем то еще.
Наверное все из этого ...но первое чем ошеломляет экспозиция с самых первых работ -это война натуралистичная и настоящая...насколько мы вообще об этом можем и имеем право судить. Ниже необязательная к просмотру геометрическая часть для привязки к местности так сказать...а после нее то что посмотреть настоятельно рекомендую и именно на выставке. Экспозиция Бальтерманца в МАММ охватывает все годы его творчества - тем интереснее будет увидеть их на бумаге. Все отпечатки авторские кстати!

[Далее...]

1. К слову говоря...эта лестница довольно популярна у жюри The Best of Russia...по крайней мере в прошлом году) 
IMG_3615

2. Мария и Григорий Ганкин (справа) и один коллега имя которого я надеюсь мне тут подскажут)
IMG_3443-2
 
3. Съемка снимающего ...что может быть банальнее увлекательнее)) Выходит... я был банален вдвойне)) Жаль сверху никого не было....
IMG_3537

4.
IMG_3485

5.
IMG_3493

6. Коллеги в сборе...вооон те три темные точки))
IMG_3498

6-1.
IMG_3480

7. Андрей Тульнов и Мария
IMG_3508

8. Через секунду перестрелка взглядами перейдет в беспощадный встречный photo shooting))
IMG_3558

9. После того смотрительница под натиском объектива Григория спешно ретировалась, он принялся за следующую невинную жертву...та ответила встречным огнем))
IMG_3551

10. Музыка стекла и бетона...
IMG_3568-BW

10.1 Суровый гаджетодержатель однако))
IMG_3622

Что бы чуть лучше понять работы любого автора всегда полезно хоть немного о нем узнать.
Применительно к Дмитрию Николаевичу это правило верно вдвойне. 

1912, 13 мая — родился в Варшаве, Польша.
1915 — после развода родителей и нового замужества матери семья перебирается в Москву.
По окончании школы, вынужденный помогать семье, работает помощником булочника, ассистентом архитектора, киномехаником, наборщиком в типографии газеты «Известия».
1935 — 1939 — студент механико-математического факультета Московского университета; начинает подрабатывать фотокорреспондентом в различных газетах и журналах.
1939 — офицер Красной Армии, преподает математику в Военной академии в Москве; как внештатный корреспондент «Известий» снимает присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР.
1940 — зачислен в штат газеты «Известия».
1941 — 1943 — фронтовой фотокорреспондент газеты «Известия»; снимает оборону Москвы; военные действия в Крыму и Сталинграде. Из-за ошибки редактора, неверно поставившего подпись под его фотографией, Бальтерманц попадает в штрафной батальон; тяжело ранен.
1944 — 1945 — фронтовой фотокорреспондент армейской газеты «На разгром врага»; снимает военные действия в Польше и Германии.
1945 — 1990 — работает в журнале «Огонек», органе печати ЦК КПСС — главном цветном иллюстрированном журнале советской эпохи, выходившем миллионными тиражами. Политическая и экономическая история страны от Сталина до Ельцина представлена на страницах журнала в фотографиях Бальтерманца, фамилия которого становится известной практически в каждой советской семье.
1960 — 1990 — многочисленные персональные выставки в СССР и других странах мира: Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, Финляндии, США и др.
С 1965 — член редколлегии журнала «Огонек», возглавляет фотоотдел. Работу в журнале совмещает с общественной деятельностью.
1970 — 1990 — президент фотосекции Союза Общества дружбы с зарубежными странами;
1985 — 1987 — член жюри World Press Photo.
1990, июнь — умер в Москве.

Детство

Дмитрий Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве, столице Польши, которая еще входила в состав Российской империи. Он рос в благополучной и интеллигентной семье: отчим будущего фотографа был адвокатом, мать свободно говорила на нескольких иностранных языках.

В 1915 году после начала Первой мировой войны семья переезжает в Москву. Глава семейства искал спокойствия и стабильности. И нашел их – на короткие два года. Грянувшая в 1917 году революция принесла разруху, лишения, бедность. Почти сразу после Октябрьского переворота семью Бальтерманцев уплотнили, превратив их квартиру в коммуналку. Бывшим хозяевам осталась только одна комната – в ней Дмитрий Бальтерманц прожил почти всю свою жизнь.

Молодость

После смерти отчима Дмитрия, мать мальчика устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы. В это же время, четырнадцатилетним подростком, начал свою трудовую деятельность и сам Дмитрий. Мальчику удалось попробовать свои силы в самых разных областях, однако с особенным удовольствием он устраивался туда, где мог иметь дело с фотографией. В течение нескольких лет Дмитрий ассистировал нескольким известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора. «По долгу службы» мальчик имел возможность знакомиться с фотографиями, которые отличались высокими художественными достоинствами и являли собой настоящие произведения искусства в стиле соцреализма.

Начало творческого пути

Окончив в 1939 году механико-математический факультет Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году молодой человек по заказу газеты «Известия» выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж, запечатлев ввод Советских войск на территорию Западной Украины. Эта поездка решила судьбу Бальтерманца: он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотографом. Согласно воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием «судьбоносного» решения, Дмитрий Бальтерманц почти не колебался: «На размышления ушло немного времени - душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Великая Отечественная война (1941-1945)

Сразу после начала Великой Отечественной войны, Дмитрий Бальтерманц отправился на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвященные строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом.

Закончилось же сотрудничество Дмитрия Бальтерманца с «Известями», очень печально для фотографа, в 1942 году. В это время Бальтерманц на несколько дней вернулся в столицу, чтобы проявить и напечатать фотографии, отснятые под Москвой и Сталинградом. Снимки были оставлены сушиться в редакции. Ночью один из них руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер. В спешке случайно выбрали фотографию не подбитых немецких, а подбитых английских танков, бывших на вооружении в Красной Армии.Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, однако после того, как ошибка была обнаружена, вся ответственность была возложена именно на него. Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.

Жизнь фотографу спасло ранение, ампутацией ноги. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц снова отправился на фронт фотокорреспондентом – теперь уже не «Известий», а армейской газеты «На разгром врага».

Послевоенное время

Вернувшись с фронта с орденами, медалями, сотнями публикаций и архивом в тысячи негативов, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашел работу. Служба в штрафном батальоне и еврейское происхождение в эпоху набиравшей обороты кампании по борьбе с космополитизмом закрыли для фотографа двери даже тех изданий, где высоко ценили и любили его творчество. Ответственность принять Бальтерманца на работу взял на себя только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек» - крупнейшего советского иллюстрированного издания, которое выходило миллионными тиражами. В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц и работал до самой смерти.

В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил настоящий расцвет своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в свое время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе, тяготы войны. Фотограф стал известен и за границей – персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.

Особенности творчества

В скудные послевоенные годы «огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин – не ради идеологической выдержанности, а «для красоты». Парадные портреты Коненкова и Айтматова, Яблочкиной и Лихачёва – будто не моментальные вспышки магния, а написанные маслом полотна. Не меньшим успехом пользовались и «бытовые» снимки мастера, ведь фотографу удалось изобрести собственную формулу соцреализма – репортаж плюс постановочная съемка.

Саму постановочную съемку Бальтерманц доводил до виртуозности, не переставая «шлифовать» фотографию в течение долгих лет. В частности, знаменитых «Кукрыниксов» Дмитрий Бальтерманц выполнил сначала в черно-белом варианте, а затем, когда спустя годы в советской фотографии появился цвет, переснял сценку на цветную пленку, практически не изменив ее композиции. Охотно пользовался фотограф и фотоколлажем. Например, известнейший снимок военных лет «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. В результате снимок и по сегодня служит убедительным примером искусного сочетания потрясающего по силе репортажного документального изображения с «заимствованным» компонентом. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий и немало прибавила к известности автора.

Другое применение фотоколлаж нашел в снимках «официального» жанра. На однажды отснятую трибуну мавзолея, где обычно выстраивались руководители советского государства во время торжественных парадов, Дмитрий Бальтерманц наклеивал фигурки партийных лидеров, специально увеличивая размеры вождя. Переснимая полученный коллаж, фотограф «выравнивал» естественную неровность ближайшего окружения Сталина и получал «идеально правильную композицию». Впрочем, опасные игры пришлось оставить после того, как Сталин заметил в снимках неладное и потребовал объяснений. Вообще, снимки официальных лиц в творчестве Дмитрия Бальтерманца стоят особняком. Мастер оставил потомкам фотографии шестерых генеральных секретарей – от Сталина до Горбачёва. Самое удивительное в этих работах то, что, запечатлевая вождей в официальной обстановке, фотограф, тем не менее, умудрялся подчеркнуть индивидуальность каждого лица, создать фотографию, которая, отвечая принятой идеологии, все же тонко выражала саму суть эпохи. Сталин здесь всегда в окружении напряженных, сосредоточенных соратников - Молотова, Жданова, Берии. Хрущев - постоянно играет роль: и на трибуне с початком кукурузы в руке, и на госдаче в кругу “допущенной к телу” интеллигенции. Либеральный настрой Горбачёва угадывается даже в том, как он позирует – сидя нога на ногу. По советским меркам карьера Бальтерманца была очень успешной – он много снимал, публиковался и выставлялся, имел возможность работать за границей, входил в жюри престижных мировых фотоконкурсов. Блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции (если Родченко изобрел диагональную композицию, то математик Бальтерманц был виртуозом горизонтали), врожденный аристократизм и хорошие отношения с властью позволяли ему оставаться независимым художником-космополитом. Уникальная художественная интуиция и высочайшее мастерство делали фотографии мастера шедеврами, что бы он ни снимал – окоченелые тела в окопах, каплю росы на цветке, героические портреты рабочих, бескрайние виды Волги, суровую сибирскую тайгу и комсомольцев, прокладывающих сквозь нее БАМ.

В отличие от многих его современников, Дмитрию Бальтерманцу удалось создать визуальный язык, понятный не только для советских, но и для западных экспертов и зрителей. Он принадлежит к немногочисленной плеяде советских фотографов, еще при жизни получивших признание за рубежом. Его знали и любили Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка, Марк Рибу, Робер Дуано и другие мэтры европейской фотографии.


11 Бой за деревню. 1941 г.

705

12.
Охраняя небо Родины (попытка собрать урожай первого года войны). 1941 г.
707

13. 
Рытье окопов по Москвой. Октябрь 1941г.
708

14. Часовой. 1941 г.
709

15. Горе. Из серии "Так это было..." Керчь. Январь 1942 г.
711

16.
714

17. Ночной бой. 1942 г.
716

18.
720

19.
721

20.
722

21.
724

22.
725

23.
726

24.
727

25.
728

26.
729

27.
730

28.
731

29.
732

30. На Одере все спокойно. 1945 г.
733

31. Остановка на марше. 1945 г.
734

32.
735

33. После рукопашной. 1945 г.
737

34. Праздничный салют. Красная площадь. Москва. 9 мая 1945 г.
738

35.
739

36. Атака. Ноябрь 1941 г.
1243381248_1-11

37.
1243381274_1-2

38.
1243381276_1-21

39.
1243381282_1-37

40.
1243381290_1-13

41.
1243381310_1-36

42.
1243381310_1-40

43.
1243381312_1-4

44.
1243381312_1-6

45.
1243381313_1-14

46.
1243381316_1-5

47.
1243381347_1-33

48. Саперы.
1243381376_1-39



Tags: Бальтерманц, МАММ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments